Аронова Раиса Ермолаевна
Герой советского союза
История создания и боевой путь
"Когда на боевом аэродроме
В кромешной тьме заметные едва,
В тугих ветрах, в пыли, в моторном громе
Рулят на старт знакомые У-2,
Когда зенитки гневные на страже
Стоят у нас - на стыке двух морей,
Когда в поход уходят экипажи
Моей страны любимых дочерей".

                                   (Б. Ласкин)

История авиационного полка
Авиационный полк был сформирован в октябре 1941 года по приказу НКО СССР № 0099, от 8 октября 1941 года, «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии», как 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк.

Руководила формированием М. М. Раскова, командиром полка была назначена капитан Е. Д. Бершанская, лётчица с десятилетним стажем, под её командованием полк сражался до окончания войны.

Порой его шутливо называли: «Дунькин полк», с намёком на полностью женский состав и оправдываясь именем командира полка.

Партийно-политическое руководство полком возглавила Мария Рунт, формирование, обучение и слаживание полка проводилось в городе Энгельс.
«… Формирование объединения (Четвёртая Воздушная армия) мы закончили к 22 мая. А несколькими днями позже в состав армии влился 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк, укомплектованный женщинами. Командиром здесь была старший лейтенант Е. Д. Бершанская, заместителем по политчасти — батальонный комиссар Е. Я. Рачкевич, начальником штаба — лейтенант И. В. Ракобольская. …

— Товарищ командующий, — позвонил мне командир 218-й дивизии Дмитрий Дмитриевич Попов, — докладываю: принял сто двенадцать барышень. И что я буду делать с ними? — В голосе Попова проскальзывала досада. — Они не барышни, Дмитрий, Дмитриевич, а полноценные летчицы, — ответил я полковнику. — И, как все будут воевать с врагом. Только не сразу посылай их в пекло, постепенно вводи в строй.

Запланируй им пока ознакомительные полеты к линии фронта, пусть изучают район боевых действий, привыкают к фронтовой обстановке. … В дальнейшем комдив постоянно информировал меня об учёбе и боевых делах женского полка.
Маршал авиации Вершинин К. А.
Вооружение полка
Полк был оснащён самолётами У-2.

При формировании в полку было 20 самолётов, потом их численность возросла до 45, на окончание войны в строю было 36 боевых самолётов.

Управление было сдвоенным: самолётом возможно было управлять и пилоту, и штурману, были случаи, когда штурманы приводили на базу и сажали самолёты после того, как пилот погибала.

До августа 1943 года лётчицы не брали с собой парашюты, предпочитая взять вместо них ещё 20 кг бомб, пулемёты на самолётах также появились только в 1944 году.

До этого единственным вооружением для защиты от вражеских истребителей на борту были пистолеты ТТ лётчиков и штурманов.

Первый боевой вылет состоялся 12 июня 1942 года.
"У-2 (ПО-2)"
(3D модель)
Поликарпов У-2 (По-2) представлял собой одномоторный двухместный биплан деревянной конструкции с неубирающимся шасси.

Фюзеляж прямоугольного сечения состоял из задней и передней частей, которые соединялись между собой при помощи болтов.

Боевой путь авиационного полка

12 июня 1942
состоялся первый боевой вылет полка, тогда это была территория Сальских степей
август 1942
полк сражался на реках Миус, Дон и в пригородах Ставрополя
август - декабрь 1942
участие полка в битве за Кавказ
январь 1943
полк принимал участие в прорыве оборонительных линий противника на реке Терек
март - сентябрь 1943
лётчицы полка участвовали в прорыве обороны «Голубой линии» на Таманском полуострове и освобождении Новороссийска
апрель - июль 1943
Воздушные сражения на Кубани
ноябрь 1943 -1944
участвостие в Керченско-Эльтигенской десантной операции и Крымской наступательной операции
июнь - июль 1944
сражение в Белоруссии, помогали освобождать Могилёв, Червень, Минск, Белосток.
август 1944
полк действовал на территории Польши, участвовал в освобождении Августова, Варшавы, Остроленка.
январь 1945
сражение в Восточной Пруссии
март 1945
освобождение Гдыни и Гданьска
апрель 1945
до окончания войны, полк помогал в прорыве обороны противника на Одере.
Боевые действия
В ходе боевых действий лётчицы авиаполка произвели 23 672 боевых вылета.

Из них:
  • битва за Кавказ — 2920 вылетов;
  • освобождение Кубани, Тамани, Новороссийска — 4623 вылета;
  • освобождение Крыма — 6140 вылетов;
  • освобождение Белоруссии — 400 вылетов;
  • освобождение Польши — 5421 вылет;
  • битва в Германии — 2000 вылетов.
Перерывы между вылетами составляли 5-8 минут, порой за ночь экипаж совершал по 6-8 вылетов летом и 10-12 зимой.

Всего самолёты находились в воздухе 28 676 часов (1191 полных суток).

Лётчицами было сброшено 2 902 980 кг бомб, 26 000 зажигательных снарядов, по неполным данным, полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов, 12 цистерн с горючим, 1 самолёт, 2 баржи, 76 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов.

Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности.

Также было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окружённым советским войскам.
Потери авиационного полка
Боевые потери полка составили 32 человека.

Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести, после войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила все места, где гибли самолёты, и разыскала могилы всех погибших.

Самым трагичным в истории полка стала ночь на 1 августа 1943 года, когда было потеряно сразу четыре самолёта. Немецкое командование, раздражённое постоянными ночными бомбёжками перебросило на участок действий полка группу ночных истребителей.

Это стало полной неожиданностью для советских лётчиц, которые не сразу поняли почему бездействует вражеская зенитная артиллерия, но один за другим загораются самолёты.
Когда пришло понимание, что против них выпустили ночные истребители Messerschmitt Bf.110, полёты были прекращены, но до этого немецкий лётчик-ас, только утром ставший кавалером Рыцарского креста Железного креста Йозеф Коциок успел сжечь в воздухе вместе с экипажами три советских бомбардировщика, на которых не было парашютов.

Ещё один бомбардировщик был потерян из-за огня зенитной артиллерии., в ту ночь погибли: Анна Высоцкая со штурманом Галиной Докутович, Евгения Крутова со штурманом Еленой Саликовой, Валентина Полунина с штурманом Глафирой Кашириной, Софья Рогова со штурманом Евгенией Сухоруковой.

Однако помимо боевых, были и иные потери.

Так, 22 августа 1943 года в госпитале от туберкулёза умерла начальник связи полка Валентина Ступина.

10 апреля 1943 года уже на аэродроме один самолёт, садясь в темноте, сел прямо на другой, только что приземлившийся, в итоге летчицы Полина Макагон и Лида Свистунова погибли сразу, Юлия Пашкова скончалась от полученных ранений в госпитале.

В живых осталась только одна летчица — Хиуаз Доспанова, которая получила тяжелейшие травмы — у неё были перебиты ноги, однако после нескольких месяцев госпиталей девушка вернулась в строй, хотя из-за неправильно сросшихся костей, она стала инвалидом 2-й группы.

Гибли экипажи и ещё до отправки на фронт, в катастрофах во время обучения.

Награды

Более 250 девушек полка были награждены орденами и медалями.

За годы войны 23 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза:

  • Гвардии ст. лейтенант Аронова Раиса Ермолаевна — 960 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года;
  • Гвардии ст. лейтенант Белик Вера Лукьяновна — 813 боевых вылета. Награждена посмертно 23 февраля 1945 года;
  • Гвардии ст. лейтенант Гашева Руфина Сергеевна — 848 боевых вылетов. Награждена 23 февраля 1945 года;
  • Гвардии ст. лейтенант Гельман Полина Владимировна — 860 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года;
  • Гвардии ст. лейтенант Жигуленко Евгения Андреевна — 968 боевых вылетов;
  • Гвардии ст. лейтенант Макарова Татьяна Петровна — 628 боевых вылетов. Награждена посмертно;
  • Гвардии ст. лейтенант Меклин Наталья Фёдоровна — 980 боевых вылетов. Награждена 23 февраля 1945 года;
  • Гвардии капитан Никулина Евдокия Андреевна — 760 боевых вылетов.
  • Гвардии лейтенант Носаль Евдокия Ивановна — 354 боевых вылета. Награждена посмертно. Первая женщина-лётчик, удостоенная звания Героя Советского Союза в ходе Великой Отечественной войны;
  • Гвардии ст. лейтенант Парфёнова Зоя Ивановна — 680 боевых вылетов. Награждена 18 августа 1945 года. Участница Парада Победы;
  • Гвардии ст. лейтенант Пасько Евдокия Борисовна — 790 боевых вылетов;
  • Гвардии капитан Попова Надежда Васильевна — 852 боевых вылета;
  • Гвардии ст. лейтенант Распопова Нина Максимовна — 805 боевых вылетов;
  • Гвардии капитан Розанова Лариса Николаевна — 793 боевых вылета;
  • Гвардии ст. лейтенант Руднева Евгения Максимовна — 645 боевых вылетов. Награждена посмертно;
  • Гвардии ст. лейтенант Рябова Екатерина Васильевна — 890 боевых вылетов;
  • Гвардии капитан Санфирова Ольга Александровна — 630 боевых вылетов. Награждена посмертно;
  • Гвардии ст. лейтенант Себрова Ирина Фёдоровна — 1004 боевых вылета;
  • Гвардии капитан Смирнова Мария Васильевна — 950 боевых вылетов;
  • Гвардии ст. лейтенант Сыртланова Магуба Гусейновна — 780 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года;
  • Гвардии ст. лейтенант Ульяненко Нина Захаровна — 915 боевых вылетов. Награждена 18 августа 1945 года;
  • Гвардии ст. лейтенант Худякова Антонина Фёдоровна — 926 боевых вылетов;
  • Гвардии капитан Чечнева Марина Павловна — 810 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года.

В 1995 году звание Героя России получили ещё два штурмана полка:

  • Гвардии ст. лейтенант Акимова Александра Фёдоровна — 680 боевых вылетов;
  • Гвардии ст. лейтенант Сумарокова Татьяна Николаевна — 725 боевых вылетов.

Звания Герой Республики Казахстан удостоилась одна лётчица:

  • Гвардии ст. лейтенант Доспанова Хиуаз — более 300 боевых вылетов.