Лётчики в годы Великой Отечественной войны
Летчики -
Герои Советского Союза
Советские асы составляли примерно три процента от общего количества летчиков. Они уничтожили треть самолетов противника. 27 летчиков были удостоены звания дважды и трижды герой Советского Союза. Во время войны они одержали от 22 до 62 побед и сбили, в общей сложности, 1044 воздушных судна.
Летчики - Герои Советского Союза

Попков Виталий Иванович

Дважды герой Советского Союза.

Сбил лично 47 самолетов противника и 13 - в группе.

Попков закончил летное училище в "звездном" выпуске: вместе с будущими асами - Кожедубом, Лавриненковым, Боровых, Лихолетовым. На фронт молодого человека отправили в 1942 году. Он попал в 5-й Гвардейский истребительный авиационный полк.

Рассказывают, что добравшись до аэродрома на перекладных, Попков не смог удержаться и забрался в незнакомый ему самолет ЛаГГ-3, где и был обнаружен часовым. Командир предложил шустрому парню летать ему на подсменку.

Первую победу Попков одержал в июне 1942-го, окрестностях города Холм - все на том же ЛаГГ-3 он сбил бомбардировщик Do-217. Незадолго до этого он нарушил летную дисциплину, проявил себя как лихач и был назначен вечным дежурным по кухне.

В тот день над аэродромом появились два Do-217 и два прикрывавших их Ме-109. Попков, прямо в фартуке, вскочил в самолет и, с первого же захода, сбил один "Дорнье». Командир полка только и сумел сказать: "Что же ты еще и "Мессеров" не прихватил?". Так молодому летчику вновь открыли дорогу в небо.

Попков вспоминал, что в августе того же года он сбил одного из известнейших фашистских асов. Это было под Сталинградом. Герман Графа, ас Люфтваффе, на тот момент имел 212 побед. Он провел несколько лет в советских лагерях и вернулся в Германию убежденным антифашистом.

Кожедуб Иван Никитович

Самый результативный военный летчик времен Великой Отечественной войны. В последствии – маршал авиации, трижды Герой Советского Союза, награжден 14 советскими и 6 иностранными орденами, советскими и иностранными медалями.

В годы Великой Отечественной войны совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев, лично сбил 62 самолета противника.

Родился 8 июня 1920 г. в деревне Ображеевка Сумской области, став пятым ребенком в бедной крестьянской семье.

В начале военной карьеры Ивана Никитовича преследовали неудачи, летчика чуть было не перевели на пост оповещения. Только заступничество командира полка майора И. Солдатенко помогло ему остаться в полку.

Свою первую победу летчик одержал в ходе 40 боевого вылета, сбив немецкий пикирующий бомбардировщик. В дальнейшем И.Н. Кожедуб проявил себя отважным и умелым летчиком, в котором дерзость сочеталась с расчетливостью, инициатива с исполнительностью.

Кожедуб относился к своей боевой машине подчас как к живому существу, для него самолет был другом, и истребитель отвечал ему тем же: за годы войны летчику ни разу не пришлось прыгать с парашютом.

После войны И.Н. Кожедуб окончил Военно-воздушную академию и был назначен командовать 326-й истребительной авиадивизией. В ходе войны в Корее с марта 1951 по февраль 1952 гг. дивизия Кожедуба одержала 215 побед, потеряв 52 самолета и 10 летчиков. .

По возвращении на родину Кожедуб окончил академию Генштаба, занимал ряд высоких командных должностей в ВВС, в том числе командовал авиацией Московского военного округа. В 1985 г. Н.И. Кожедубу было присвоено звание маршала авиации.

Покрышкин Александр Иванович

Трижды герой Советского Союза, сбивший лично 59 вражеских самолетов и шесть воздушных судов - в группе. Летал на МиГ-3, Як-1, P-39, "Аэрокобре".

Александр Покрышкин родился в рабочей семье в городе Николаевске (сейчас Новосибирск).

После окончания школы-семилетки Саша идет работать на завод, а позже, в 1923 году становится курсантом 3‑й Военной школы авиатехников. В 1932 году Александр Покрышкин зачисляется добровольцем в Красную Армию и пишет множество рапортов с просьбой отпустить его в летное училище, но постоянно получает отказы.

Несмотря на это в 1938 году, во время отпуска, за 17 дней он осваивает двухлетнюю программу Краснодарского аэроклуба и сдал экзамен на «отлично». Благодаря этому он становится слушателем Качинской военной авиационной школы, а через год получает должность младшего летчика и назначение в 55-й истребительный авиаполк Одесского военного округа.

Первый вылет Покрышкина произошел 22 июня 1941 года, а уже 26 июня 1941 года он одержал свою первую боевую победу, сбив во время разведки истребитель Мессершмитт . Через какое-то время Покрышкин понял, что та тактика боя, которой его обучали, устарела и начал писать свои заметки на этот счет, в результате он выработал ту основную формула воздушного боя, которая стала известна всей нашей истребительной авиации : высота-скорость- маневр-огонь.

Всего за время Великой Отечественной войны Александр Иванович Покрышкин сделал 650 боевых вылетов, провел 156 боев в которых сбил 65 немецких самолетов. Он стал единственным человеком, удостоенным звания трижды Героя Советского Союза во время войны и первым, кто получил все три высокие награды.

После окончания войны Александр Иванович поступил в Военную Академии им. М.В. Фрунзе и окончил ее с золотой медалью.

Гулаев Николай Дмитриевич

Дважды герой Советского Союза. лично сбил 57 вражеских самолетов и четыре воздушных судна - в группе. Летал на самолетах Як-1, Ил-2, Ла-5, Ла-7, P-39, "Аэрокобре".

Родился 26 Февраля 1918 года в станице Аксайская, ныне город Аксай Ростовской области, в семье рабочего.

Окончил 7 классов неполной средней школы и фабрично-заводское училище. Некоторое время работал слесарем на одном из Ростовских заводов. Вечерами учился в аэроклубе. В Красной Армии с 1938 года. Окончил Сталинградское военное авиационное училище в 1940 году.

К Июлю 1943 года заместитель командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка ПВО (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, Воронежский фронт) Старший лейтенант Н. Д. Гулаев совершил 95 боевых вылетов, уничтожил лично 13 самолётов противника и 5 в группе с товарищами.

28 Сентября 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

1 Июля 1944 года за 125 успешных боевых вылетов и 42 воздушных боя, в которых сбито 42 самолёта противника лично и 3 - в группе, командир эскадрильи 129-го Гвардейского истребительного авиаполка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиакорпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт) Гвардии капитан Н. Д. Гулаев награждён второй медалью "Золотая Звезда".

После войны был на командных должностях в Войсках ПВО. Одним из первых освоил управление реактивным самолётом.