Нижний Новгород
Тёмные стрелы и пламя в хвостах,-
Это ракеты советских "Катюш"
Панику сеют у немцев и страх,
Им не по нраву тот огненный душ.
БМ-13

Конструкция довольно незамысловатая, но сделана очень качественно - сразу видно, что отдавалась лучшим специалистам. Сварные швы и сборка, для того времени, выполнены очень качественно, что сразу бросается в глаза, когда сравниваешь другую технику тех лет.

Одно из самых грозных орудий Великой Отечественной войны “Катюша” на самом деле является собирательным названием боевых машин артиллерии БМ-8, БМ-12 и БМ-31, историки до сих пор не знают, кто дал этим мощным установкам такое ласковое имя.

Одни проводят параллели с популярной в те времена одноименной песней, другие говорят, что имя машине придумали по первой букве “К” на её корпусе (установки выпускались по разным источникам на заводе Калинина или на заводе имени Коминтерна в Воронеже).

Как бы то ни было, слава “Катюши” прогремела во времена Великой Отечественной на весь мир.
"14 июля под Оршей, русские применили неизвестное до этого времени оружие. Огненный шквал снарядов сжег железнодорожную станцию Орша, все эшелоны с личным составом и боевой техникой, приехавших военных частей. Плавился металл, горела земля"

Из дневника начальника немецкого Генерального штаба - Франца Гальдера

«Утром послышался шум моторов, все бросились к щелям в заборе. По дороге со станции к городу ехало несколько мотоциклов с колясками, в которых сидели немцы. Так я впервые увидел немцев с оружием, в касках, хмурых, сосредоточенных - это,
наверное, были разведчики. Всё стихло. Минут через 20—30 они проехали в обратном направлении. Выстрелов не было слышно. Ещё через некоторое время в сторону города пошли бронетранспортёры, набитые немцами, автомашины с пушками и
солдатами.

Мы поняли, что оказались на оккупированной территории с совершенно непредсказуемой судьбой ,но нужно было приспосабливаться к новым обстоятельствам, а что нам ещё оставалось делать?

Дворами, по Пожарному переулку мы вернулись в свой дом, была жаркая, сухая погода. Давно не было дождя. Немцы какое-то время ехали мимо нас по улице Молокова в сторону города. Потом интенсивность движения упала. С нашего двора мы никуда носа не высовывали. Помню, сидели за столом между сараем и домом в тенёчке. Было часа 2—3 дня. Что-то кушали, вели невесёлый разговор, больше угрюмо молчали.

Неожиданно раздался свист снаряда и раздался взрыв метрах в 100 от нас у дома Брееров. Дом их сразу затрещал и загорелся. Буквально через несколько секунд мы, пробежав 20—30 метров по огороду, нырнули в наше убежище. И тут начался кромешный ад. Вой, свист, грохот разрывов. Земля ходила ходуном из стороны в сторону. С потолка земля сыпалась на нас, осыпалась со стен. Со мной началась истерика. Я кричал, бился, не понимая, что происходит. Не знаю, сколько продолжалось это безумство. Наверное, недолго, иначе мы бы сошли с ума. Внезапно всё прекратилось. Только после войны мы узнали, что это было первое «успешное» боевое применение знаменитых «Катюш».

Из воспоминаний очевидцев

В журнале «Чудеса и приключения» № 1 за январь 2005 г. в статье «Золотая звезда № 13» упоминается, что «14 июля батарея из семи установок БМ-13 («Катюш») ударила по скоплению живой силы и техники немцев на переправе через реку Оршицу - этот день стал боевым крещением реактивных систем залпового огня».

Создание легендарной «Катюши» началось летом 1933 года, когда сотрудниками Ракетного НИИ (позднее НИИ-3) были развернуты работы по созданию твердотопливных ракетных снарядов калибра 82-мм и 132-мм.

В июле 1938 года на вооружение ВВС РККА были приняты неуправляемые твердотопливные 132-мм снаряды РС-132, которые стали основой для разработки реактивных снарядов М-13.

5 июля 1938 года в НИИ-3 была начата разработка пусковых устройств для наземного запуска снарядов РХС(РОФС)-132 (будущих М-13).

В августе 1939 года инженеры В. Н. Галковский и А. П. Павленко разработали проект механизированной пусковой установки МУ-2 (с продольным расположением направляющих) на шасси грузовика ЗиС-6.

25 декабря 1939 года 132-мм реактивный снаряд М-13 и метательная установка МУ-2 были одобрены Главным артиллерийским управлением (ГАУ) к войсковым испытаниям, и к 1941 году в мастерских НИИ-3 было изготовлено 7 опытных реактивных установок.

(На фото - Установка МУ-2, в дальнейшем уже БМ-13).
28 июня 1941 года в Москве в 1-ом Московском Краснознаменном артиллерийском училище была сформирована первая (экспериментальная) батарея (Особая батарея РГК) под командованием капитана И. А. Флерова.

В батарею включили пять машин с реактивными установками М-13-16, одну 122-мм гаубицу, сорок четыре автомашины и шестьсот 132-мм реактивных снарядов М-13.

2 июля батарея Флерова выдвинулась на Западный фронт.

3 июля, находясь на Бородинском поле, солдаты и офицеры батареи дали клятву: ни при каких обстоятельствах не сдавать врагу новую, секретную технику.

(На фото - Одна из первых "Катюш" на базе грузовика "ЗиС-6". Именно такие машины входили в состав первой батареи Флёрова).

С самых первых дней эксплуатации "Катюш", возле кабины водителя устанавливались ящики с тридцатью килограммами взрывчатки, которые применялись для подрыва машины в случае угрозы захвата противником.

Первыми БМ-13, попавшими к немцам в относительной целости, считаются 3 установки, захваченные 19 сентября 1941 г. во время наступления немецких войск на Вяземском направлении, ещё 2 установки достались немцам в Орле и известный случай захвата частями 4-й танковой дивизии нескольких установок 8-10 октября 1941 года в боях в районе Мценска.

Самой секретной и важной частью "Катюши" являлись уникальные реактивные ракеты, которые, считалось, долгое время не могли захватить немцы, однако кадры с того же Мценска, говорят об обратном - немцы овладели и установками и ракетами уже на первом году войны.

(На фото - Кадры захвата немецкими войсками БМ-13 в районе Мценска, октябрь 1941 года).

Реактивный снаряд БМ-13 имел двигатель, топливо для которого изготавливалось на основе смешения нескольких видов пороха в специальной пропорции.


В компонент (менее 1%) входила также специальная немецкая присадка, которую СССР закупала ещё до войны у Германии, эта присадка помогала топливу двигателя находится в стабильном состоянии и не позволяла самовозгораться при изменении погодных и других условий.

Значительную роль реактивные установки БМ-13-16 сыграли в Битве за Москву. При отражении вражеского наступления на столицу «Катюши» наносили сокрушительные удары по врагу, зачастую срывая его атаки.

С фронта непрерывным потоком лились заявки на увеличение численности реактивных установок, стремясь выполнить фронтовой заказ, только к ноябрю 1941 года советская промышленность выпустила 456 «Катюш» БМ-13-16 на шасси ЗиС-6 и 15 установок БМ-13-16 на шасси ЗиС-5.

Горьковский завод фрезерных станков уже осенью 1941 г. направил на фронт 14 дивизионов реактивной артиллерии (117 установок), а всего за первый год войны изготовил свыше 600 установок М-8.

Свыше 30 машиностроительных предприятий области перешли на массовый выпуск корпусов реактивных снарядов для «катюш» (выпущено 1165), мин и гранат.

В годы Великой Отечественной войны горьковчане дали фронту от произведенных в стране:
  • 38 318 (37%) танков, САУ, бронемашин;
  • 43 688 (35,4%) минометов;
  • 16 324 (26%) самолетов;
  • 27 подводных лодок (43,1%);
  • 109 636 (34,5%) автомашин;
  • 85 722 (60%) радиостанций;
  • 101,7 тысяч артиллерийских орудий;
  • 1165 «катюш»;
  • 3 бронепоезда;
  • Более 150 млн. боеприпасов и многое другое.

За годы войны советской промышленностью было выпущено 6’800 боевых машин БМ-13-16 на 17 шасси различных марок, как отечественных, так и иностранных производителей, более половины «Катюш» были установлены на шасси Studebaker US6, так как этот грузовик обладал приемлемой мощностью, проходимостью и грузоподъемностью.

"БМ-13 на шасси - Studebaker-US6"
(3D модель)